1941-1945 годы - для нашей страны эти даты наполнены особым смыслом. Это – наша история и боль. 11 декабря в музее поискового движения прошла встреча студентов Муромского промышленно-гуманитарного колледжа с ветераном Великой Отечественной войны П.Н. Коноплевым и членами районного совета ветеранов войны и труда.
О самых страшных страницах жизни
Началось мероприятие с выступления ветерана Великой Отечественной войны Петра Никитича Коноплева, который несмотря на почтенный возраст- 95 лет поделился с подрастающим поколением своими воспоминаниями.
П.Н. Коноплев родился в городе Меленки 10 августа 1924 года, учился в школе, около которой сейчас и живет. Как признается сам ветеран, жила семья небогато. Мать одна воспитывала двоих детей, поэтому с 5 класса Петр Никитич работал, и остался бы трудиться на льнокомбинате, если бы не война. С первых дней парень хотел отправиться на фронт, но его взяли не сразу, поскольку П.Н. Коноплев был еще несовершеннолетним.
О тех временах Петр Никитич вспоминает с грустью: «Приходил в военкомат и просил взять добровольцем. Когда исполнилось 18 лет, то на 14 августа 1942 года мне дали повестку. Нас, 16 человек, отправили в город Шую, затем в Горький (ныне Нижний Новгород), а потом в Москву, где формировалась 24 бригада, которая обслуживала сверхсекретное оружие- реактивную систему залпового огня, а именно более мощного «брата» знаменитой «Катюши» по прозвищу «Андрюша» («БМ-31»).» (В июне 1944 года на вооружение поступила новая пусковая установка «БМ-31-12» для «М-31» на шасси «Студебекер ЮС6». Первое боевое применение «Андрюши» состоялось 17 июля 1944 года).
Участвовал П.Н. Коноплев и в битве на Курской дуге, за что получил медаль «За отвагу». Как признается Петр Никитич, вид места кровавой танковой битвы под Прохоровкой навсегда остался в его памяти. В этих боях ветеран был контужен и долго восстанавливался: «Я очнулся в санбате. И только смог открыть рот и попросить попить. Полтора месяца лечился, а после попал в пехоту».
Далее во время операции по взятию «языка» П.Н. Коноплев получил тяжелые и множественные осколочные ранения ног.
«25 марта 1944 года нам дали задание, собрали покрепче парней, - рассказывает ветеран. - Мы пошли в ночь. Минометные минеры сделали проход в ограждении. Я был старшим в левом ряду прикрытия. Всего нас было четверо с автоматами и в маскхалатах. Немец начал ураганный огонь. В воронку, где мы находились, попал какой-то снаряд, и прогремел взрыв. Меня ранило в обе ноги. Я вскочил, побежал, упал и потерял сознание».
Узнав о планах врачей ампутировать ему стопу, солдат Коноплев сбежал из госпиталя и скрывался, пока раненая нога не начала заживать. Когда еще не до конца поправившегося солдата нашли, то он твердо заявил, что отправится только на фронт. Петра Никитича, с осколками в ногах, определили в роту обслуживания аэродрома, в составе которой он и заслужил одну из самых дорогих для него наград - медаль «За взятие Кенигсберга».
В последние дни войны П. Коноплев отправлял самолеты на боевые вылеты с аэродрома в Восточной Пруссии. 8 мая 1945 года летчики вернулись, не сбросив свой смертоносный груз, поскольку именно в тот день была подписана капитуляция Германии, и во время полета поступила команда «Не бомбить». Закончил Петр Никитич службу в качестве водителя в той же части бывшей Восточной Пруссии - осколочные ранения «дали о себе знать». В Меленки П.Н. Коноплев вернулся в 1948-м уже с женой Верой и сыном.
Война глазами ребенка
Многие дети были настолько маленькими, что и не помнили о том, как выглядят их отцы, ушедшие на фронт. И З.А. Комиссарова, руководитель общественного движения «Дети войны» в Меленковском районе, не стала исключением. Зоя Алексеевна родилась в Меленках. Когда началась война, девочке не было и года. В их семье росло трое детей до войны, и два брата появились после нее. З.А. Комиссаровой было четыре с половиной года, и она ходила в садик, когда в один прекрасный день вдруг пришла воспитательница и сказала детям о том, что сейчас к ним придет человек и будет из них выбирать себе дочь или сына.
Зоя Алексеевна с теплотой вспоминает об этой первой встрече со своим отцом: «Мы сидим, боимся. Приходит солдат в военной форме, начинает выбирать свою дочь, говоря о том, что она у него беленькая с голубыми глазами. А я как раз подходила под описание. Смотрит папа на меня, берет на руки, и мы идем домой».
Поделились своими историями и члены районного совета ветеранов войны и труда. А.Д. Некрасова рассказала о жизни в довоенные годы: «Мы жили бедно. В 1938 году я пошла в Приклонскую школу. У меня была чернильница-непроливайка и сумочка, сшитая своими руками. В те годы в школу начали ходить все дети. Школьников было много, учились в две смены. Учителей мы обожали, а они нас считали своими детьми. В нашей семье росло пятеро детей, и все мы учились хорошо. Я училась в третьем классе, когда началась война. Был прекрасный день, светило солнце. Родители планировали строить дом, но пришел брат и сказал, что ничего этого не будет. Смотрим - по деревне люди ходят и плачут, а по радио объявили, что без объявления войны фашистская Германия напала на СССР».
С.П. Казакова в ходе мероприятия вела повествование о своей семье, отметив, что её отец воевал на Дальнем Востоке. А дяди по материной линии имели различные награды. Один из них получил Красную Звезду, а другой имел орден Славы.
Л.М. Брестер, завершавшая встречу, поделилась удивительной историей своего необычного отчества: «Мой отец после революции вступил в комсомол в 1917 году. Тогда прямо на площади меняли имена. Он у меня был Николай, а стал Маем, поэтому у меня и отчество Маевна».
Студенты поблагодарили ветеранов за рассказанные ими истории и выразили надежду на то, что таких интересных встреч будет больше. Подрастающее поколение должно знать о подвигах и жизни советского народа во времена Великой Отечественной войны.
Валентина МАСЛЕННИКОВА.