Женщина среднего возраста вдруг сделала для себя открытие: несмотря на обилие информации по кулинарии, которой не было раньше в таком количестве и разнообразии, ей совсем не хочется даже опробовать новые рецепты заготовок на зиму, освоить приготовление блюд, которые никогда не делала, не хочется экспериментировать. Есть привычный багаж умений и навыков, наработанный годами. А ведь раньше было все по-другому...
Мужчина 30 лет водил троллейбус по определенному маршруту. Но тут пришлось ездить по новому — и он не смог...
Представьте, что наш мозг — это бетон
Замечено, чем старше становится человек, тем с меньшей охотой он берется за ту работу, которая непривычна или требует освоения новых умений, незнакомых навыков.
Но, как считают специалисты, чтение любимых газет, работа по хорошо знакомой специальности, общение с друзьями, которые вас хорошо понимают... - все это, такое любимое, приводит к деградации мозга.
В еженедельнике «Аргументы и факты» в статье Д.Дехканова раскрывается суть процессов, происходящих в головном мозге в том случае, когда мы «катимся по привычным рельсам».
Наш мозг стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путем создания своеобразных программ, которые мы выполняем по шаблонам.
Биолог Ричард Симон в начале 19 столетия назвал эти программы «энграммами» - физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают в нашем мозге, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг».
С одной стороны это отличная суперспособность — зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий, с другой стороны — это снижение пластичности мозга.
Дело в том, чем дольше мы пользуемся энграммами, то есть, выработанными привычками, тем меньше вырабатывается нейромедиатор, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга. Представьте, что наш мозг — это бетон, который через какое-то время застынет. Образ «затвердевших» мозгов станет понятнее, если посмотреть на большинство 70-летних, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки все новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти «тропинки» в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и «прорыть» проход в соседнюю пещеру практически невозможно. Наша задача — постоянно перемешивать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает, но мы этого не замечаем.
И что делать?
Например, читайте не только полюбившиеся книги и смотрите не только любимые фильмы. Да, это приятное чувство — окунуться в привычный мирок, где все знаешь наперед. Но тогда получается, что мы забираем у новых книг и фильмов шанс открыть нам что-то новое, лишаем свой мозг образования альтернативных нейронных связей.
Можно начать ходить непривычными маршрутами хотя бы на работу и с работы. Ищите новых друзей и знакомых. Общайтесь с детьми, внуками. Дети являются перманентным источником хаоса и неопределенности в нашей жизни. Они живые «бетономешалки» в нашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие устоявшиеся маршруты по-новому. Благодаря им мы и не заметим, как наш мозг раскрепостится, и мы начнем думать по-другому.
Также специалисты советуют перестать критиковать и перестать сопротивляться изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Не стоит вешать на людей ярлыки, хотя это очень удобно: вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять, почему он так поступил,- поддаться слабости и просто заклеймить его, присоединив к тому или иному психотипу.
Ну и самый действенный способ против «цементирования» мозга — учить иностранные языки. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от нашего родного, и их изучение, пожалуй, самый действенный инструмент для тренировки пластичности мозга.
Подготовила Татьяна Гончарова.