Есть на территории Меленковского района места, где сейчас буйствует молодая поросль, а всего несколько десятилетий назад кипела жизнь. Целые села и деревни исчезли с карты, но для тех, кто родился там, это - малая родина, отчий дом, любимый всем сердцем уголок. Мы начинаем редакционный проект о покинутых, но навсегда оставшихся в памяти и душах людей населенных пунктах.
Деревня Яслево располагалась между деревней Злобино и селом Архангел, в живописном месте близ речки Чернухи, впадающей в Унжу. Сведения об основании деревни скудны, но упоминание о Яслеве можно встретить в книге М.Я.Федотовой «История и культура Меленковского края». Возникла деревня, по некоторым свидетельствам, во второй половине 17 века, в пору, когда после церковной реформы патриарха Никона христианская религия разделилась на православие и старообрядчество.
Официальное государство сторонников старой веры не жаловало, и одно из поселений староообрядцев, сформировавшееся в г.Ярополче (современный город Вязники), по указу царя было расселено в леса Муромского уезда. Обосновались старообрядцы по течению р.Унжи, и с 1677 года там появилась Дворцовая Унженская волость. Тогда же возник ряд поселений – Веретьево, Лехтово, Войново, Крутцы, Осинки, Кудрино, Илькино, Иватино, Коровино, Двойново, Тимошино, Каменка, Пьянгус, Злобино, Красново, Лужи и Яслево.
Интересно и само название Яслево: происхождение его точно неизвестно. Однако в словаре Даля слово ясли имеет два значения: ясли – это приспособление в конюшне или хлеву для закладки сена скоту, и ясли – лог, ложбина. Возможно, именно из-за местоположения в красивой и плодородной долине первые поселенцы и дали такое название своей новой родине.
Со временем поселение росло. Так, из книги С.А.Мамаева «Расцвет и закат русской деревни. Меленковский край» можно узнать, что в 1771 году была оформлена межевая книга Яслева. В 1859 году Яслево становится «удельной деревней», где насчитывается 17 дворов и 171 житель, к 1895 году она увеличивается вдвое – здесь уже 38 дворов и 268 жителей.
Облик деревни в те стародавние времена восстановить сложно. Но вот о ней же, но уже в советские годы, с удовольствием рассказывает Виктор Иванович Фадин, уроженец этой деревни. Почти все родственники Виктора Ивановича из Яслева. Отец его, Иван Федорович, был кузнецом. Вообще, кузнечное дело в роду передавалось из поколения в поколение. Воевал во вторую мировую, побывал в плену. И прадед, Филипп Иванович Константинов, тоже яслевский, воевал – участвовал в турецкой кампании. Из Турции он и привез будущую их прабабку – гречанку, которая быстро в деревне освоилась. Сам Виктор Иванович вырос в Яслеве. И хотя потом судьба привела его сначала в Муром, а потом в Меленки, на литейный завод, время, что прошло в родной дерене, он считает самым счастливым.
По воспоминаниям Виктора Ивановича, в его детстве старики часто говорили, что деревня существовала со времен «тележного скрипа», была она большой и богатой, так как располагалась на пути, по которому со всех окрестностей свозили товары на ярмарку в Архангел. Вокруг же деревни простирались обширные поля. До революции ими владел помещик Грибков. Дача его, куда он перебирался на зиму, стояла в овраге, возле купальных ям. По осени помещик каждый год собирал оброк. Но, как только царская власть сменилась на советскую, крестьяне его ограбили, а дом и постройки сожгли. Конечно же, Виктор Иванович эти времена не застал и знает эту историю только со слов старожилов. Сам он родился в 1947 году. Рассказывает уже как очевидец, что в 50-х в деревне насчитывалось 75 домов. Деревенский колхоз, председательствовал в котором некий Андронов, был успешным, живым. В самом же населенном пункте было аж 3 колонки водопровода, что для того времени – роскошь. Существовал конный двор, ферма, клуб, сад.
«Школу нашу хорошо помню. В ней было 4 класса, и работало две учительницы. Меня учила Елена Петровна Блеклова, в другом классе преподавала Анна Васильевна Савельева, сама лужинская, - уходит в воспоминания детства Виктор Иванович. – Классы у нас в школе большими были, ведь в деревне-то в каждом доме по 7 человек детей...
Все каникулы мы, дети, работали в колхозе вместе со взрослыми. Я сначала помогал сажать и боронить, а потом стал управлять лошадью. Работы было много, уставали все, конечно, но какое это было время! В полях – красота. Огромное голубое море льна колыхалось вокруг тебя. Выращивали также и картошку, и рожь, и кукурузу, в колхозном огороде возделывали овощи. И, несмотря на тяжелый труд, все мы много пели, по вечерам плясали «цыганочку» и «селяночку», исполняли частушки, водили хороводы. А девушки какие задорные у нас были – им только дай поплясать…».
Жили тогда в Яслеве, как и по всей стране, своим трудом. От зари до зари работали на полях за бартер и трудодни, каждая семья имела еще и свое подсобное хозяйство – поросенка, корову, кур. Люди здесь были, по словам Виктора Ивановича, веселые и добрые, трудолюбивые, свою деревню очень любили, друг другу всегда приходили на выручку. Домики в Яслеве стояли добротные, да и колхоз не бедствовал.
Но в 1986 году подул в деревне ветер перемен – исполком принял решение об укрупнении колхоза и расселении. Связано это было в первую очередь с тем, что грунтовые дороги, по которым раньше ездили только на лошадях, грузовики и тракторы превратили в непроходимые – добраться до деревни по весне и осени стало практически невозможно, урожай вывезти с полей – тоже. В результате часть яслевских полей отошла к сосновскому совхозу, часть была заброшена, а людей вынудили покинуть родные края и переселиться в ближайшие населенные пункты.
«Плакали, когда уезжали, все, особенно старики. А наша семья покидала деревню одной из последних, тяжело было расставаться с родной землей, - рассказывает В.И.Фадин. - Тогда у меня был самодельный трактор, на нем мы и вывозили последний скарб в Злобино. Тяжело было на душе, печально. Все жители Яслева разъехались: кто в Муромский район, кто в Архангел, Лужи, Злобино, Иватино. Некоторые и дома свои забирали, перевозили на новое место жительства».
Спустя совсем немного лет после расселения, в 1989-1890 годах военные использовали покинутую деревню как полигон - уничтожали здесь старые, негодные снаряды. Виктор Иванович говорит, что в деревне было много глубоких колодцев – туда их и сбрасывали перед тем, как взорвать. Два месяца лета в яслевской ложбине гремели взрывы. И хотя территорию военные огородили песчаным бруствером, любопытные мальчишки и взрослые находили возможность туда заглянуть. Сам Виктор Иванович тоже в то время бывал там, даже нашел один неразорвавшийся боеприпас, положил его на приметную березу-«раскоряку», как безмолвное свидетельство гибели деревни.
«У меня, и у многих моих земляков душа просится в места, где мы выросли, где мы были молоды и счастливы, где жили наши отцы, деды и прадеды. Память о Яслеве жива и будет жить,- продолжает Виктор Иванович. – Третья суббота июля у нас, яслевских, считается днем деревни. К этому времени приезжают многие уроженцы деревни, кого разбросала жизнь по разным городам и весям, сюда, на свою малую родину. Собираемся мы все вместе в поле, где когда-то стояла деревня, вспоминаем ту нашу жизнь – где тех дом был, где этих, где школа, где ферма…
В одну из таких встреч и появилась идея возведения на месте деревни храма-музея Яслева, так мы его называем сейчас. Инициатором постройки был покойный бывший инструктор райкома партии Михаил Павлович Константинов. Он в Яслеве жил со мной в соседях, потом перебрался в Меленки. И сыну своему, Николаю Константинову, в свое время завещал, чтобы тот позаботился о сохранении памяти. Мол, каждый, кто когда-нибудь окажется в этих местах, должен узнать, какая здесь была деревня и кто в ней жил».
Николай завет отца выполнил. Вместе с Виктором Ивановичем они нашли центр деревни, где была подходящая поляна. Теперь там усилиями многих бывших жителей деревни построен целый комплекс – несколько столов (чтобы на всех за ними места хватило) накрыты крышей, стоящей на железных столбах. Вместо стен – занавеси, которые, если их раскрыть, любого зашедшего смогут защитить от непогоды. А на деревянных перекрытиях установлены стенды со старинными фотографиями жителей Яслева, их стихи, картины, посвященные родимой стороне.
В этой же постройке хранится потрясающий альбом, который содержит план населенного пункта с указанием каждого дома и фамилиями тех, кто в этом доме жил. Установлен в Яслеве металлический крест с названием деревни, и, что очень важно, памятник яслевцам-участникам Великой Отечественной войны с их списком поименно. Все это, бесспорно, смогли сделать только люди неравнодушные, в душе которых неугасимой свечей горит память о своей малой родине, о своих предках, своих корнях.
Вот и Виктор Иванович говорит: «Придешь туда, на это поле, и думаешь: «Вот она, моя родная земля!», и на душе становится легче и радостней. Знаю, что пока мы любим и храним память о нем, наше Яслево не исчезнет, оно всегда будет живо в наших сердцах».
Проехать в Яслево на автомобиле со стороны Злобина не получится, только через Лужи или Архангел, лесной дорогой. Но трудности уроженцев этой деревни не останавливают – каждое лето на день деревни они стараются собраться вновь вместе, накрыть столы. И тогда над яслевскими полями вновь раздается смех, и в высокое, синее яслевское небо летит звук песен и стихов, посвященных отчему дому.
Виктор Иванович стихи пишет давно. И одно из стихотворений – как окно в прошлое, в один из обычных жарких дней в деревне с необыкновенным названием – Яслево:
«Был день июльский жаркий,
Шел сенокос в лугах.
И каждый день в колхозе
Был в жарких трудоднях.
Я, стоя на телеге,
Галопом гнал коня.
Вдруг туча появилась,
В лугах все ждут меня.
Намокнет быстро сено,
Напрасен сушки труд,
И снова вся деревня
Трудиться будет тут.
Распрягши быстро лошадь,
Шест к хомуту вязал.
И тем шестом копешки
Под низом протыкал.
Я гнал нещадно лошадь,
Копешки в плен я брал
И не одно сраженье
С копной не проиграл.
И пирамиду стога
Успели мы создать,
И дождь уж был не страшен,
Хоть начал он хлестать.
И с бабами в телеге
В деревню ехал я,
А бабы пели песню
Про быстрого коня.
И не было на свете
Счастливее меня!»
Ольга Чикирева.
Фотографии предоставлены В.И. Фадиным.