Зима - пора, которую часто называют очаровательной, холодной, белой, хоть в этом году она нас и не балует своими красотами, но это не отменяет того, что данное время бывает нежным, словно чистая серебряная мелодия.
Слушая и созерцая природу в зимние дни, можно получить незабываемое эстетическое удовольствие. Этим природным великолепием и вдохновляется в своем творчестве наш земляк, автор замечательных рассказов и красивейших видеороликов, известный за пределами района под псевдонимом Александр Дневной.
У А. Дневного давно есть довольно необычная задумка, а именно создание фильма-этюда на документальной основе, состоящего из нескольких частей.
В первой, по его мнению, должен демонстрироваться унылый пасмурный день, подчеркивающий скучный образ города, а колоритные кадры с выражением лиц и действий прохожих только усилят этот эффект. Например, вот какой-то паренек на автобусной остановке поднял воротник пальто и натянул на уши вязаную шапочку, или одна из девушек накинула на голову капюшон шубейки, укрыв под ним свои красивые волосы. Примечательно, что серый хмурый день должен перетечь в вечер, а затем в ночь. Завершающим аккордом станет легкая, заметная лишь в крупном плане паутинка инея на ветке дерева в свете фонаря, глядя на которую невольно захочется процитировать А.А. Блока:
Вторая часть фильма станет противоположностью первой. Чтобы видео не стало «простой штамповкой», внимание зрителя должна привлечь неожиданность. В кадре - яркий солнечный день, вокруг все белым-бело. Иней повсюду: на проводах, на деревьях, на ветках кустарника, на стеклах витрин и домов, на выстиранном и вывешенном на балконе белье. Динамическим же развитием сюжета должен служить процесс нарастания инея, который может быть общей канвой видео, которая получится во время грамотного монтажа. По задумке не лишними в этом случае будут и личные находки в виде инеевого налета на усах, бородах и одежде прохожих. Также планируется, что в эту часть войдут оригинальные кадры с действиями горожан в условиях приличного морозца, напоенные яркими красками- прохожие в цветастых пуховиках, насыщенных оттенков машины, создающие значительный контраст. Все это тонко сплетется со сравнением инея с узорами кружевных наличников, что вкупе воплотит картину жизнеутверждающего образа преображения не только в окружающей среде, но и в настроении людей.
Кульминационным моментом этюда станет не классическая развязка, а редкостные по своей силе и красоте виды инея, снятые в самых необычных местах, чередующиеся сами по себе под звуки тщательно подобранной музыки.
Но, главное, А. Дневной не просто хочет создать видео, показывающее всю красоту нашего мира, но призывает всех неравнодушных к данной теме к нему присоединиться и создать свои шедевры, поучаствовав в конкурсе на лучший видеоролик. Авторов лучших работ А. Дневной обещал поощрить денежными премиями: за I место - 1500 руб., за II место - 1000 руб., за III место - 500 руб. Более подробно с идейно-тематической заявкой конкурса можно ознакомиться в районной библиотеке, на сайте газеты «Коммунар» http://kommunarmelenki.ru Заявки с видеороликами можно оставить в читальном зале библиотеки, в аккаунтах в социальных сетях газеты «Коммунар», в редакции газеты, отправить по электронной почте inei conkurs@ bk.ru Хочется особо отметить, что самые лучшие работы будут внесены в фильм-этюд.
Наш корр.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
И Н Е Й
ФИЛЬМ-ЭТЮД НА ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
(Идейно-тематическая заявка)
1. Задача и сверхзадача первой части фильма-этюда:
Задача. собственно. проста. Она предполагает создание (посредством нужного нам кадра) образа некой грусти-печали, тоски и даже уныния. Виной всему – хоть и не мрачный, но пасмурный зимний (осенний либо зимне-весенний) день. Какой-то кадр при этом можно снять сквозь стекло окна квартиры, какой-то с балкона дома, но основной материал – конечно же, натура: улицы, дома, витрины магазинов и др. Это кадры голых деревьев, кустарника, на каком-либо более-менее достойном фоне, с возможной стайкой воробьев или, если повезет, синичек, галок, снегирей. Конечно же, украсит кадр «бродячий» пес, какая-нибудь «домашняя» кошка (с ошейником). Нелишней может стать «картинка» с голубями, где-нибудь на людном тротуаре либо в районе рынка. Серые «тоскливые» тона повсюду в преимуществе своем! Серых тонов автомобили на фоне «темного цвета» деревьев. Спешат по своим делам прохожие в массе своей в одеждах темных тонов.
Здесь следует оговориться, что наш «серый хмурый день» постепенно переходит «в вечер», а в заключительной части – в ночь. (При этом надеюсь, мы знаем, что «хмурый вечер» можно снять в пасмурный день и ранним утром, и даже «средь бела дня».) В окнах домов должны зажечься огни, загореться уличные фонари. Скучный образ города кругом! «Скучные» дома, рекламные щиты, световые гирлянды. Как тут не вспомнить безысходное Александра Блока: «И повторится все. как встарь: ночь, ледяная рябь канала (канал нам может заменить замерзшая речка, ручей), аптека, улица, фонарь».
Основной задачей снимающего при этом является – набрать для монтажа как можно больше (колоритных, желательно с талантливой изюминкой) кадров, присмотревшись внимательно к выражению лиц прохожих. (Кадры с улыбками, в общем-то, нам в данном случае не нужны.)
Неожиданно какой-то паренек (мужчина), находящийся рядом с автобусной остановкой, поднял воротник пальто, натянул на уши вязаную шапочку. Другой молодой человек расправил «бортик» фуражки, надел перчатки. Одна из девушек подняла-накинула на голову капюшон шубейки, укрыв под ним свои красивые волосы. (Не сомневаюсь, мы с вами знаем, что в документальном кино допустима инсценированная съемка.) В случаях необходимости нужные нам кадры могут исполнить наши друзья, знакомые и др. Главное при этом – «не переиграть», чтоб не смотрели в камеру и проч.
Легкая, заметная лишь в крупном плане, паутинка инея видна на ветке дерева (условно) в свете фонаря. Это, вне сомнений, был бы замечательнейший кадр!
Кадры этого дня лучше всего набирать загодя, продуманно, неторопливо, в течение нескольких подходящих дней.
-
Задача и сверхзадача второй его части.
Фильм, конечно же, нельзя планировать как документальную кинозарисовку-«однодневку».
В фильме с действием «в течение одного дня» нам волей-неволей пришлось бы снимать «доказательства», что перед нами именно утро, а вовсе не вечер. Затем пришлось бы в обязательном порядке показывать, что «всходит солнце», искать все новые и новые детали усиления мороза. Вся съемка получилась бы «простой штамповкой». Иначе говоря, фильм в подобном плане неизбежно получился бы без интриги, без динамики, затянутым, типично-видовым, обычным, скучным. К тому же, «поймать» подобный момент в природе довольно проблематично.
То есть – нужно постараться привлечь внимание телезрителя внезапностью и, желательно, с максимальным эффектом.
То есть – яркий солнечный день в окне «как можно с утра пораньше». Все ослепительно белым-бело вокруг!.. Иней на проводах, на деревьях, на ветках кустарника!..
Иней на стеклах витрин, на стеклах окон домов, на чьем-то выстиранном белье, вывешенном на балконе, на стеклах автомобилей, "ночевавших" около какой-нибудь пятиэтажки. Иней на всем, иней повсюду.
Однако что же с «развитием действия», «динамикой» нашей работы? Считаю, что в этом вопросе может служить «процесс нарастания» инея. Если угодно, «этот процесс» может стать общей канвою, общей интригой фильма! Во время монтажа указанных кадров все должно получиться.
Представим в крупном плане обычную ветку дерева в два кустика, подернутую слабым инеем. Далее – через десяток общих кадров, ветка уже в три кустика и иней гуще, и уже не в тени, а освещенная солнцем!.. И т.д. Такая «перекадровка», тем более на фоне главной сюжетной линии, вне всяких сомнений, сработает. Тому же послужит присутствие в кадре прохожих с инеевым налетом на усах (на бороде), на платке (воротнике) у женщин и др. Вот здесь уже не лишними могли бы оказаться личные находки снимающего в части забавного, оригинального кадра, характерного в условиях приличного морозца.
К таковым, к примеру, может относиться следующее. Молодая мамаша (сама-то еще дитя) старается теплее укрыть-укутать ребенка в коляске; женщина (с красивыми глазами) прикрыла щеки, нос (пушистой) рукавичкой; мужчина (в норковой шапке) греет ладонью озябшее ухо; строгая дама (в богатой шубе) брызгает из спец-балончика на стекло автомашины жидкость-оттайку; любитель-рыболов с ящиком и ледобуром (похоже, под хмельком – «грудь нараспашку») пошел-подался по уклону улицы к реке; «батюшка» в рясе направился к своему приходу… и т.д.
Автомобили (теперь уже ярких цветов) подле знака «Пешеходный переход» пропускают людей. Если повезет, пара-тройка колоритных кадров, к примеру, на рынке, конечно же, были бы кстати.
Прохожие в теплых одеждах – тоже желательно ярких тонов. Все больше и больше парами. Школьники «выпорхнули» из здания школы «веселой стайкой».
Те же (но преображенные!) аптека, улица, фонарь. Одинокий красивый домашний (кадр с улицы) цветок за стеклом окна, по краям охваченного инеем.
Собака… в неком недоумении.
Затейливое кружево резьбы наличников и фризовой доски на доме чем-то схожее с узором инея на окнах.
Бело кругом! Искрится иней в солнечных лучах! Улыбки, улыбки на лицах прохожих.
Задача этой части фильма заключается в отображении яркого, солнечного дня (в противовес тоскливому «вчерашнему»), как своеобразного подарка Природы, Господа.
Сверхзадача – суметь дать жизнеутверждающий образ преображения не только в окружающей среде, но также в чувствах, настроении людей.
В заключительной (кульминационной) части фильма:
Нет (и не может быть) никакой классической развязки, как не бывает ее, к примеру, в пейзажах художников или в понятиях вечности.
Пусть редкостные по красоте (по силе!) виды инея, снятые (условно) на речке, поросшей кустарником, в безлюдном парке, на полевой дороге, вблизи какого-нибудь селения с небольшой церквушкой и др., под звуки тщательно подобранной нами музыки, чередуются теперь уже сами по себе (без присутствия в кадре лиц-персонажей). И это было бы, наверно, даже символично в их загадочном, непостижимом торжестве, в их поражающим воображение великолепии.
. . .
П р и м е ч а н и е:
Следует иметь в виду, что мощный (хороший) иней в солнечную погоду – явление довольно редкое. Снять (суметь ухватить) необходимые для фильма кадры – это было бы большой удачей.
Условия конкурса видеокадров для фильма-этюда «Иней».
- В конкурсе принимают участие видеокадры инея (панорамы, ракурсы, переходы на крупные, средние, дальние планы и др.), снятые во время яркого солнечного дня в нашем городе Меленки, в нашем районе.
- К рассмотрению следует представлять не более 20 видеокадров, отвечающих условиям идейно-тематической заявки и условиям настоящего конкурса. В их последнем (заключительном) кадре должны быть реквизиты автора (ФИО, телефон, домашний адрес) по времени, достаточном для их прочтения.
- Экранное время представляемых видеокадров – не менее 5 секунд и не более 30 секунд. Кадры должны быть четкими, ровными. Переходы, панорамы, ракурсы не должны быть слишком быстрыми, не должны «дергаться» и дрожать.
- В случае отсутствия инея в Меленках (и районе) в 2020-м году, конкурс может быть признан несостоявшимся и продлен до следующего сезона. При этом в конкурсе могут участвовать видеокадры, удовлетворяющие указанным выше требованиям, снятые в Меленках в предыдущие годы.
- Работы следует присылать по электронной почте либо представить их для перезаписи на электронных носителях (флешках, дисках) в Меленковскую районную библиотеку, 2-й этаж, в редакцию газеты "Коммунар", а также можно оставить на всех действующих электронных ресурсах газеты "Коммунар" (сайт, группы "ВК" и "Одноклассники".
- Соблюдение авторских прав участников конкурса гарантируется. Имена авторов допущенных в фильм работ будут опубликованы в титрах.