В этом году священноначалие предлагает прихожанам храмов отмечать Пасху дома. Не просто предлагает, но настоятельно рекомендует. Притом что в храмах не прекратятся богослужения. Как правильно поступить?
Церковь — не барокамера
В православном журнале «Фома» напечатана замечательная статья епископа Калачинского и Муромцевского Петра, в которой он объясняет позицию Церкви в условиях распространения коронавирусной инфекции.
До принятия сана он закончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций г. Омска и защитил диссертацию по теме о вирусах.
Он пишет: «Поверьте, это не просто ОРВИ, как многие продолжают думать. По статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом «коронавирус» стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхонжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 900 — помещены в карантин».
Автор повторяет вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается.
Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.
Суждения о том, что в храме невозможно заразиться, несостоятельны. Отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. Болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит тех, кто находился рядом с ним.
В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечи и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.
Кому же мы уподобимся, если не будем обращать внимание на реальную угрозу заражения опасной, особенно для пожилых прихожан, инфекцией? Кто из нас скажет, что у него большая вера, чем у наших великих святых? Говорить о своей вере и быть уверенным в том, что Господь помилует нас от болезни — большая дерзость и искушение Господа. «Не искушай Господа Бога твоего» - эти слова остаются для нас главными в текущей ситуации.
Есть благословение Патриарха
Эта пандемия должна действовать отрезвляюще и напоминать нам, как мы далеко ушли от Бога. В Великий пост мы оказались в ситуации, когда все увеселительные заведения закрыты, когда мы избавлены от значительной части будничной суеты и отвлекающих привычек. Для многих эта ситуация вынужденная и непривычная, но любой может обратить ее себе во благо. Здесь видится промысел Божий для тех, кто должен находиться в режиме самоизоляции. Нам не надо искать, чем заняться дома — надо со смирением молиться.
К тому же стоит вспомнить историю: В отличие от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество.
Мы почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.
Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал.
Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!
Сегодня у прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру. Единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас.
Пандемия не идет на спад. И одна из главных причин - нарушение людьми режима самоизоляции. Неужели и мы окажемся в числе самовольцев и непослушников?
Все знают, какое обычно скопление людей на пасхальном богослужении — яблоку негде упасть. Какие последствия будут потом? Неужели мы понимаем только запреты, а как же своя благая воля и любовь к ближнему?
Подготовила Татьяна Гончарова.