Все же удивительные люди жили в довоенное и военное время. Это о них говорят, что они могли постичь непостижимое, объять - необъятное. Возможно в этом и есть доля правды, ведь о том, что им удалось сделать, вполне можно складывать легенды, которые вдохновят не одно поколение жителей нашей страны, в том числе и современную молодежь. Именно она своих дедов и прадедов называет героическим поколением, отдает дань уважения за то, что победили фашизм, освободили страны Европы и, конечно, родную страну от интервенции, не скрывают, что постоянно испытывают чувство гордости за ветеранов, восхищаются, что есть еще возможность общаться с ними, слушать их правдивый рассказ о военных дорогах, о гибели друзей, а также, о том, как восстанавливали разрушенное войной хозяйство, возрождали города и села из пепелищ.
Жадно ребята всматриваются в лица фронтовиков, стремясь, запомнить каждую морщинку на их лицах, ловя ясный, лучистый взгляд, который и передает мощь и величие поколения победителей.
К сожалению, этих людей с каждым годом становится все меньше. Эту 75-ю годовщину Победы встречают всего 7 участников войны и один несовершеннолетний узник концлагеря. Большинство из них в силу возраста и здоровья уже не выходят из дома, но они просят земляков - меленковцев считать, что в этот праздник они с ними и передают самые добрые и хорошие пожелания.
Валентин Иванович Федоров
Большая часть жизни Валентина Ивановича Федорова прошла в Ляхах. Переехал сюда в 1953 году из Мурома уже семейным человеком. В ту пору Ляхи были еще райцентром, в нем находилась и машинно-тракторная станция, и крупнейший колхоз «Путь к коммунизму», где Валентин Иванович трудился главным механиком; жена Лидия Ивановна работала директором Дома культуры. Их сыновья интересовались делами родителей, с ними навещали бабушку в Муроме, которая однажды рассказала, как их отца 30 августа 1942 года провожала на фронт.
Прибыл сначала в Удмуртию, куда было эвакуировано второе пулеметное училище. 4 сентября курсант -пулеметчик принял воинскую присягу и через четыре месяца всех курсантов военного училища отправили на фронт.
С конца декабря Валентин Иванович служил в роте автоматчиков 136 полка Новосибирской дивизии в составе Западного фронта и участвовал в тяжелых боях по освобождению Калуги. В феврале-марте 1943 года на территории Калужской области проходили крупные наступательные операции Красной Армии. 11 марта этого года он был ранен разрывной пулей снайпера в обе ноги и живот. Истекающего кровью бойца с поля боя вынесла санинструктор.
Продолжительно Валентин Иванович залечивал свои раны в эвакогоспитале № 1449. Но окончательно так и не восстановился, остался инвалидом. Напоминанием о славном боевом пути служат медаль «За победу над Германией» и орден Отечественной войны II степени.
Валентин Константинович Солярский
Сейчас Валентин Константинович Солярский живет в селе Приклон, оно расположено рядом с Большим Приклоном, где прошли его детские и юношеские годы.
Валентин Константинович хорошо помнит свое военное детство. «У нас был лучший в округе колхоз, хотя и небольшой», - уверяет он . Валентин работал в нем за отца, ушедшего на фронт. С зари до зари сажал и убирал картошку, возил дрова для топок паровозов на станцию в Добрятино.
В пятнадцатилетнем возрасте его со сверстниками учили как обращаться с пулеметом — специально отвозили для этого в Иватино. В октябре 1944 года ему пришла повестка из райвоенкомата, хотя пареньку и 17 лет не было. «Пешим ходом шли до Бутылиц, погрузились в вагоны и отправили нас через Муром, а потом в Ленинград, - рассказывает Валентин Константинович. - Помню была остановка в Балагом: голодные дети просили дать хоть что-нибудь поесть».
Эшелон прибыл на Московский вокзал и перед молодыми солдатами открылся Невский проспект. По нему маршем и прошелся паренек из Большого Приклона в сапогах на деревянной подошве.
Служить Валентину Ивановичу довелось на Южном Балтийском флоте и выполнять поставленную задачу: разминировать Балтийское море. Самым сложным было обезвреживать немецкие грунтовые электромагнитные мины. «На такой и подорвался крейсер «Кировец» уже после окончания войны», - вспоминает фронтовик.
После войны ему был вручен орден Отечественной войны II степени — самая дорогая его награда, которая напоминает о выполненном долге перед Родиной, близкими, земляками.
Владимир Григорьевич Лачугин
Владимир Григорьевич Лачугин родился в соседнем Гусь-Хрустальном районе. Тем не менее, Меленки считает родным городом, его жителей — земляками. Именно с нашим городом связана его насыщенная трудовая биография, начавшаяся после возвращения с войны.
Он был первым начальником ГАИ, в чьем распоряжении находился мотоцикл «Урал», на котором объехал все села в районе. Он возглавлял отделы снабжения в «Сельхозтехнике», на литейно - механическом заводе. Большое внимание уделял общественной деятельности: работал с молодежью по военно-патриотическому направлению, чтобы она гордилась Родиной и ее защитниками.
Владимира Григорьевича призвали на фронт в 1943 году. Воевал сначала в составе 609 полка 139 стрелковой дивизии, освобождал Смоленск, Белоруссию. Под Гродно в Белоруссии получил ранение в ногу и голову и был отправлен в госпиталь, где более двух месяцев лечился. После воевал в составе 616 полка 194 стрелковой дивизии, участвовал в освобождении Польши, Восточной Пруссии. Награжден медалями «За освобождение Кенигсберга», «За отвагу».
К медали «За отвагу» был представлен за обеспечение бесперебойной связью наступающих подразделений Красной Армии во время очищения от врага косы Фрише — Нерунг, под артиллерийским и пулеметным огнем он исправил более десяти обрывов на линии.
Любовь Филипповна Тарасова
Тяжелая ноша в военные годы легла на плечи медицинских работников. Но они смогли ее осилить и спасти многие тысячи воинов. А если говорить конкретно, то они возвратили в строй более 72 процентов раненых солдат и офицеров, чем внесли огромный вклад в Победу над фашизмом.
Успешно несла воинскую медицинскую службу медсестра запаса Любовь Филипповна Тарасова. В июле 1941 года она окончила медицинский техникум. 15 сентября этого же года была призвана в армию. Служила в госпитале в Подмосковье, когда там шли бои. За свою службу была награждена медалью «За оборону Москвы». Далее была Курская дуга, армейский госпиталь номер 3841 первого Белорусского фронта, с которым она дошла до Потсдама, прошла и Польшу, Германию. За самоотверженный труд ей вручен орден Красной Звезды; за освобождение Варшавы, Германии — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Также она награждена знаком «Отличник санитарной службы». Этим отличительным знаком награждались только те медики, кто шел с передовыми войсками.
В сентябре 1945 года ее мужа назначили заведующим здравоохранения Меленковского района. С тех пор Любовь Филипповна живет в Меленках и готовится здесь встретить 75-ю годовщину Победы.
Мария Ивановна Малюкова
Старожилы в Ляхах помнят, как за Окой в первые месяцы войны население рыло окопы, опасались прорыва немцев под Москвой. В это тогда никому не хотелось верить — и все же готовились. А то, что под Москвой развернется решающая битва, осознавали и восемь молодых девчонок, проживавших здесь, в Ляховском поселении. А потому хотелось им отправиться туда, внести свою лепту в сражение с врагом.
13 апреля по призыву комсомола их всех направили под Подольск, защищать московское небо. Среди них была и девушка из Репина Мария Малюкова. 13 мая девчонки приняли присягу и заступили на боевую вахту. До этого полтора месяца изучали прибор управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО). Это устройство предназначалось для автоматического наведения на цель зенитных орудий, обслуживало его целое отделение.
Как рассказывает Мария Ивановна, немецкие самолеты летали каждую ночь, да не по одному, а десятками. В задачу девушек входило вычислить координаты их цели и передать зенитчикам. Если самолеты летели на недосягаемой для ПВО высоте, то велся заградогонь — под самолетами, чтобы не дать им снизиться.
1942 год был тяжелым для девчонок зенитно-артиллерийского полка 50 артиллерийской дивизии, спать доводилось урывками. В 1943 году напряжение спало, а в следующем 1944 году, когда враг от Москвы был далеко отогнан, у них появилась возможность посещать парикмахерскую, театр, цирк. За доблестную службу Мария Ивановна удостоилась ордена Отечественной войны II степени, после войны она вернулась в родные края и более сорока лет работала сельским учителем.
Степан Лукьянович Богданов
В 1946 году был командирован на заготовку леса в Меленковский район. Позднее, в 1950 году, обзавелся семьей, так и осел в этих краях навсегда. Но и о родной Белоруссии никогда не забывал.
Мать с отцом умерли в 1932 году, и дедушка сдал его в Витебский детприемник, откуда его направили сначала в детский дом г. Сенно, потом — в Пустынский детский дом Мстиславского района Могилевской области. А с июля 1941 года по июль 1943 года эта территория была оккупирована немецкими войсками, которые, в том числе занимались транспортировкой подростков в Германию, где те работали.
Степан Лукьянович работал на мелкого предпринимателя до тех пор пока 12 апреля 1945 года не освободили американцы. Они и передали его русским солдатам, которые вывезли паренька эшелоном в Москву. И уже через несколько месяцев он оказался в Меленковском крае. Отправляясь сюда, малолетний узник концлагеря даже не подозревал, что найдет здесь, в Двоезерах, утешение и покой, залечит раны, которые были настолько глубокими, что еще долго «кровоточили».
Павел Ильич Кандрушин
В мае 1945 года далеко не для всех жителей СССР наступило мирное время. На территории Западной Украины продолжала действовать в течение 10 лет мощная разветвленная сеть организации украинских националистов повстанческой армии ОУН УПА, более известных в народе как бандеровцы. Это была «война после войны». В ряды бойцов с бандами бандеровцев и встал Павел Ильич Кандрушин. Павел Ильич вспоминает: « Иногда сидели в окопах по три дня. Вели активное наблюдение за территорией. Убивал! Если не ты, то тебя убьют! Враг был очень опытный, опасный и осторожный. Он обладал поистине звериным чутьем на опасность. Веду его на прицеле, беру уже на мушку, и вдруг он исчезает, испаряется. Куда делся? Мы знали, главным ноу - хау ОУН УПА были подземные схроны, их тайные убежища. Систему тайных убежищ они начали создавать еще в 1944 году в ожидании прихода советских войск, а к 1950 годам она «опутала» всю Западную Украину. Схроны бывали разных видов: склады, пункты радиосвязи, типографии и казармы. Как правило, «дверью» в схрон служил пень или ящик с землей, в который сажали молодое дерево. С такой системой укрытий бойцы ОУН УПА становились практически «невидимками». Поэтому было непросто и страшно порой. Но война есть война». Даже сегодня Павел Ильич вспоминает эти годы со слезами.
Петр Николаевич Лапшин
Бороться с пособниками фашистов довелось и жителю села Двойнова Петру Николаевичу Лапшину. В 1950 году он был призван во Внутренние войска, после окончания учебного распределения был направлен в город Ровно Украинской ССР на борьбу с бандеровцами. Но уже в следующем году это бандитское гнездо было ликвидировано и местное население смогло жить без опасения за свою жизнь. «Женщины и дети постоянно жили в страхе, обходили нас, солдат Советской Армии, потому что, даже за общение с нами их могли убить», - уверяет Петр Николаевич. С бандитизмом ему приходилось сражаться и в Киргизии, на границе с Афганистаном, куда был переведен в 1952 году. И в этой борьбе гибли друзья-сослуживцы. Всех он помнит, о них рассказывал отцу, воевавшему на фронтах Великой Отечественной войны и дошедшему до Берлина, где у рейхстага тот еще и сфотографировался. Петр Николаевич, так же, как и отец, имеет высокую награду Родины - орден Отечественной войны второй степени.
К тому же этот верный солдат Родины был замечательным тружеником и семьянином. Более сорока лет он отработал в совхозе «Илькино», его брак с женой Татьяной Васильевной длился 67 лет, они вырастили шестерых детей.
Подготовила М. Подобуева.