О войне с фашистской Германией сложено много песен, написаны романы и повести, сняты документальные и художественные фильмы. Не остались в стороне и художники. В живописных образах они запечатлели этапы борьбы двух враждующих сторон.
Первые дни войны художник И. Тоидзе написал плакат «Родина-мать зовет!»
На нем изображена женщина, олицетворяющая образ Родины. В одной руке она держит текст военной присяги, другую призывно поднимает вверх. Вокруг нее грозно вздымаются штыки. Плакат призывает весь народ подняться на борьбу с фашистами, захватчиками.
К началу войны переносит нас картина П. Кривоногова «Защитники Брестской крепости». Брест первым принял удар гитлеровцев. На картине мы видим поврежденные снарядами крепостные стены, над которыми поднимается дым. Подходы к цитадели усеяны трупами вражеских солдат. Защитники крепости кидаются в рукопашную схватку с врагом. Но борьба еще не закончена. Известно, что гарнизон Брестской крепости держался целый месяц в полном окружении, испытывая нехватку боеприпасов, продовольствия и воды. На внутренней стене осталась нацарапанная неизвестным бойцом надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина».
Картина И. Лукомского «Клятва на берегу Волги» не содержит военных сцен, хотя дело происходит под Сталинградом. Около реки собрались представители разных родов войск. Здесь пехотинцы, танкисты, зенитчики, саперы. У стен осаждаемого города, под знаменем Ленина они дают клятву не пустить врага на другой берег великой русской реки. Лица бойцов строги и торжественны. Теперь их девиз таков: «За Волгой для нас земли нет». Клятву свою они сдержали. Под Сталинградом фашисты потерпели сокрушительное поражение. Это был решающий шаг, переломивший ход войны.
Полна драматизма картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя». На переднем плане изображен матрос, приготовившийся метнуть связку гранат. Рядом с ним группа матросов идет в штыковую атаку на немецких пехотинцев. Один моряк ранен, а на земле валяются два убитых фашиста. На заднем плане виден подбитый немецкий танк. За спинами моряков вздымаются багровые языки пламени над горящим Севастополем. Защитники города в яростном порыве ведут отчаянный и, возможно, последний бой.
Картина П. Кривоногова «На Курской дуге» повествует о крупной военной операции советского командования. Художник изобразил момент танкового сражения под Прохоровкой, в котором с обеих сторон участвуют до 1200 танков и самоходных орудий, окончившееся поражением фашисткой танковой группировки. На картине видно множество подбитой немецкой техники. Курская битва ознаменовала коренной перелом в войне. Стратегическая инициатива окончательно перешла к советской армии.
Название картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» говорит сам за себя. На лесной поляне собрались бойцы из разных подразделений. Большинство одеты в шинели, некоторые в полушубки, некоторые в маскхалаты. Очевидно, недавно приезжала полевая кухня, и бойцы пообедали. Один еще продолжает есть из котелка. Теперь самое время закурить. Все внимание обращено на задорожного солдата- балагура вроде Василия Теркина. Как писал Твардовский, «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Он рассказывает что-то забавное, и бойцы весело смеются, остывая после боя.
Апофеозом войны звучит другая картина П. Кривоногова «Победа». Перед нами испещренное следами от пуль, дымящееся здание немецкого рейхстага. На его длинных полуразрушенных ступенях множество советских солдат. По-видимому, в этот момент над куполом рейхстага взметнулось красное знамя Победы. Еще не веря в случившееся, бойцы самозабвенно стреляют в воздух, вздымают вверх оружие, и все восторженно возгласы слились в один ликующий крик. Так 75 лет назад окончилась Великая Отечественная война, которую вел Советский Союз против фашистской Германии.
Л. Крутиков.