Сетевое издание

 

Не так часто встретишь людей,  нашедших свое призвание и счастливых уже потому, что занимаются любимым делом. Такой человек проживает рядом с нами, в  г. Меленки. Это директор школы №1 Любовь Николаевна Аверина.

«Вот она, твоя жизнь, твое отдохновение»

15 августа этого года Любовь Николаевна отметила свой личный юбилей — полвека педагогической деятельности, из них 30 лет — в должности директора школы.

В ее послужном списке  и  работа пионервожатой, и преподавателя уроков биологии,  и деятельность на должности заместителя директора по воспитательной работе.

Для многих выбор профессии — это всегда непросто, очень ответственно. Но не для Л.Н. Авериной: она любила общение с детьми, поэтому без сомнений пошла в школу.

Сегодня за ее плечами долгая трудовая деятельность со всеми сложностями и проблемами, успехами и неудачами. Было все. Но только не разочарования в выборе профессии. Наоборот, с каждым годом она все больше понимала, как счастлива быть педагогом, учителем. Школа — это ее жизнь.

«Бывает, надолго затянутся какие-то обязательные заседания, мероприятия, устанешь неимоверно, - рассказывает Любовь Николаевна, - но только откроешь дверь школы, переступишь ее порог — и вот она, твоя жизнь, твое отдохновение, ты окунаешься в нее и черпаешь в ней силы, и усталости как не бывало».

Она полностью поглощена школьной жизнью, где молодость и движение, где на твоих глазах растут дети, превращаясь из забавных малышей в почти взрослых юношей и девушек. По ее словам, школа — как корабль, и  порой неважно, что там, за бортом, на корабле своя жизнь, и он всегда, во все времена идет вперед.

Быть руководителем большого учебного заведения, конечно, непросто. Школа, как живой организм с постоянно меняющимися событиями, возникающими проблемами, где каждый ученик — индивидуальность, каждый учитель — личность, каждый родитель — со своим пониманием. У всех свои характеры, особенности. Все живые люди, и у всех свое восприятие мира. Но всем в школе должно быть хорошо, уютно, тепло. Чтобы каждый чувствовал поддержку, дружеское плечо. И она всех понимает, всех любит, обеспечивает мир и гармонию в большом школьном коллективе.

В сравнении со школой советского времени

С таким маститым педагогом, как  Л.Н. Аверина, хочется о многом поговорить, узнать ее мнение по многим вопросам в обучении и воспитании детей, о ее видении школы вчерашней и сегодняшней. Но что можно уместить в небольшом интервью? И тем не менее.

У старшего поколения сложилось свое стойкое представление о школе, и не в пользу нынешней. «Может быть, потому, что при той системе образования у учителя было больше времени на общение с детьми, потому и атмосфера казалась другой,- говорит Любовь Николаевна, - Сегодня учитель перегружен различной отчетностью, подготовкой  множества бумаг, что отнимает время от живого общения с детьми,  воспитательного процесса. Ну и потом, нельзя забывать, что другими стали и родители, и дети. Изменилось все, жизнь сегодня другая. Мир стал жестче по отношению к человеку. А еще надо понимать, что воспитание зависит от совместных усилий семьи и школы. Какого результата ожидать, если учитель и родители «смотрят в разные стороны»? На снижение  авторитета учителя хорошо поработали и телевидение, и СМИ, и разного рода социальные сети. Что касается соцсетей, то это вообще какое-то безумие: в них можно написать что угодно, нахамить, оскорбить и при этом не понести никакого наказания.

Только совместными усилиями семьи и школы можно воспитать человека с высокими морально-этическими качествами. А если в школе учитель говорит одно, а дома - ребенок слышит другое, то он скорее поверит родителям.

Что отличало советскую школу, так это патриотизм, качество знаний и высокий уровень дисциплины. И сегодня проводится много различных мероприятий патриотической направленности, а современный учитель обладает достаточным багажом знаний и умений,  обучение и воспитание продолжают оставаться  неразрывными составляющими образования.  При этом на все и всех  в большой степени стала влиять сегодняшняя информационная среда, порой, не совсем здоровая, агрессивная, дезориентирующая молодежь».

Успешное обучение, по мнению Любови Николаевны, зависит не только от умения учителя подать учебный материал, но и от готовности ученика принять его. Надо понимать, что школа дает основу, а ребятам важно прилагать собственные старания. У педагогов, учеников и их родителей одна задача: дать образование и воспитание юному гражданину — значит и усилия для ее выполнения должны быть объединены, а не так, как в той басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

«У меня на вооружении одно стихотворение, которое я частенько читаю ребятам, - улыбается Любовь Николаевна, -

Пусть от знаний пухнет голова,

Это лучше, чем она пустая.

Знанье есть, и мысль твоя жива,

Знаний нет — и мысль твоя пустая».

 

Учитель должен быть универсалом

«Все люди разные, у всех разные способности, - рассуждает Л.Н. Аверина. - Достичь каких-то выдающихся успехов суждено небольшому количеству людей. При этом каждый ребенок имеет свои особенности и таланты, их важно увидеть и развить. Именно поэтому в школе существует дифференцированный подход к каждому ученику: кому-то задание посложнее, кому — то попроще. Один  силен в математике, другой — в литературе. И совсем неуместны в школьном процессе родительские амбиции. Ну и что, если  ваше чадо не отличник и даже не хорошист. Ведь школа — это далеко не все, это только начало жизни человека, и как он потом себя проявит, кем станет — никто не знает. Гораздо важнее за время учебы научиться принимать подаваемый учителем материал, приобрести тот базис школьных знаний, который станет прочным фундаментом для дальнейшего самообразования. И если рассматривать, что важнее для того, чтобы человек состоялся в жизни: наличие талантов и способностей, или трудолюбия, то это однозначно — трудолюбие. Ведь со временем при отсутствии трудолюбия можно растерять все свои таланты. А своим трудом люди добиваются многого. Трудолюбие или есть, или его нет. Его трудно воспитать, но можно. Для этого крайне важно заставлять детей трудиться, даже несмотря на их нежелание. Поначалу лучше все делать вместе. Это предпочтительно, но и здесь есть «но» - родители работают и не всегда имеют возможность для совместной деятельности. Ребенку важно понимать  великую ценность труда, что у него всегда должен быть свой кусок хлеба, что работа — лучший лекарь при всех жизненных невзгодах, она держит в тонусе и заставляет оставаться на плаву.

Роль учителя в процессе обучения  первостепенная. Педагог, по сегодняшним временам, должен быть универсалом, не только много знать, но и много уметь, особенно в свете цифровых технологий. А главное, быть чутким психологом, ведь к каждому ребенку необходимо найти свой индивидуальный подход. Понимание детей — это очень важно. Работать учителем — это не деталь выточить на токарном станке, а потом посмотреть на готовое изделие и, если надо, подкорректировать. Здесь мы имеем дело с душами детей.

Учитель заинтересован в успехах каждого ученика — это результат его труда, показатель его работы. При этом педагоги не устают повторять, что когда нет связи с родителями и учениками, нет этого тройственного союза, имеющего одну цель, то нет и успеха.

Отдельный разговор о том, как справлялись учителя в период повышенной готовности, когда школу перевели на дистанционное обучение. По словам Л.Н. Авериной, все были к этому не готовы: и педагоги, и дети, и родители, все было ново и неожиданно. Действительно, было очень сложно привыкнуть и к сложившейся ситуации, и к такому масштабному переходу в формат дистанционного обучения. Поначалу возникли определенные сложности, как в техническом, так и в психологическом планах. На ходу пришлось перестраиваться всем: педагогам -учить по –новому, ребятам - учиться по - новому, а родителя жить по-новому. Потому что, именно в этот период родителям пришлось взять на себя самую тяжелую ношу.

 «И я хочу поблагодарить их в первую очередь — это был большой родительский труд. Благодарю педагогов, которые трансформировали свой педагогический опыт и сделали все возможное для  успешного обучения детей. Благодарю детей за то, что не испугались трудностей, осваивали  новые технологии и упорно стремились к знаниям. Надеюсь, что это была вынужденная кратковременная мера, потому что школа – это живой организм, это общение, дружба, одноклассники, которые на всю жизнь.

Весь период дистанционного обучения Любовь Николаевна находилась на своем рабочем месте.   И как же тяжело было находиться  в школе, где  не был слышен детский смех.  Пустота, уныние, как будто жизнь остановилась…

1 сентября 2020 г. школа  вновь распахнула свои двери, через которые вихрем ворвался  школьный люд  с его непосредственностью и любознательностью.

Школа ожила!

В преддверии профессионального праздника Л.Н. Аверина с теплотой рассказывает о своих коллегах, отмечая при этом работоспособность и сплоченность коллектива. Сегодня в школу пришли молодые учителя, которые, по словам директора, ей очень нравятся — энергичные, трудолюбивые, ответственные. Признательна она и тем, кто посвятил школе много лет, которых, как она говорит, «школа затянула и надолго».

«Всех уважаю, люблю и дорожу каждым. Мы огромная семья. Я уважаю своих коллег   уже за то, что они педагоги, что работают в сложное время, несут тяжелую ношу и при этом остаются прекрасными людьми. Всех поздравляю! Желаю творческой работы, взаимопонимания педагогов с родителями, учениками, желаю сил и здоровья, чтобы идти в ногу со временем».

А меня во время интервью не покидает мысль: передо мной сидит счастливейший человек, у которого работа —  любимое дело. Она к тому же невероятно богата — своими учениками, их любовью и уважением. Ее жизнь наполнена гармонией и смыслом, высшим смыслом — быть полезной людям. Она так много и бескорыстно отдавала ближним, а ближние — это вся ее школа, что это не может не вернуться ей сторицей. И возвращается — миром и добром в ее жизни.

Татьяна Гончарова.

Поиск

Реклама и объявления

Литмаш май
Литмаш водитель  май2024
Литмаш электромантер май
График МФЦ май 2024
График Госавтоинспекции май 2024
График паспортный май 2024
График ЦРБ май 2024
Компания по производству кофе и чая
АТП Меленковское 25.04.2024
Работа вахтой Муром повар горничная
Консервный апрель-июнь 2024
Отлов животных04.2024
Ритуальные услуги на 01.05.2024
Имидж швеи 10.01 по 02.07.2024