Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
А . А. Ахматова.
27 января в нашей стране отмечается 76-я годовщина одной из самых трагических страниц русской истории - снятия блокады Ленинграда. За 872 дня ленинградцы прошли нечеловеческие испытания, которые, казалось, невозможно было преодолеть. Подвиг защитников этого города навсегда остался в памяти поколений воплощением стойкости и мужества советского народа.
Регулярные обстрелы Ленинграда начались еще за несколько дней до полного окружения. 12 сентября 1941 года немецкому командованию пришёл новый приказ Гитлера, согласно которому, штурм города отменялся, а солдаты должны были укрепить свои позиции, приготовившись к обороне, чтобы блокадное кольцо стало прочным, а город постоянно подвергать артиллерийскому огню. Длившееся больше двух с половиной лет противостояние унесло много жизней. Блокадники и войска Красной армии, не пускавшие немцев в город, четко понимали, что, сдавшись, Ленинград подпишет себе приговор и будет стерт с лица Земли.
С самого начала блокады ощущался недостаток продуктов питания, была введена система продовольственных карточек. Но это не спасло от острой нехватки самого необходимого. В городе просто не были сделаны необходимые запасы продовольствия. Люди умирали от голода и дистрофии, и их не успевали хоронить. Общественный транспорт стоял, остро не хватало медикаментов и топлива. Из-за особенно морозных зим дома оставались без воды. Привычный уклад жизни был полностью нарушен из-за постоянных бомбежек. Голодным жителям приходилось трудиться ещё больше, чем в мирное время. Но ленинградцы не переставали верить в очень скорое освобождение, что придавало им сил в эти страшные дни.
На второе сентября 1941-го рабочие горячих цехов получали 800 граммов так называемого хлеба, инженерно-технические специалисты и другие рабочие – 600. Служащие, иждивенцы и дети – 300-400 граммов. С 1 октября паек был уменьшен вдвое. 13 ноября еды стало еще меньше. Спустя неделю нормы снизились снова: 250 и 125. С конца ноября до середины декабря пища в город не поступала, поскольку на Дороге жизни - Ладожском озере из-за оттепели не было прочного льда. С 25 декабря нормы начали повышаться. Те, кто работал, стали получать по 250 граммов, остальные – по 200. Дальше паек увеличивался, но сотни тысяч ленинградцев, мучительно погибших голодной смертью, уже было не вернуть. В декабре 1941 г. умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – около 100 тыс., в феврале – более 100 тыс. Сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой из Ленинграда заставляют содрогнуться: «Бабушка умерла 25 янв. ... Дядя Алеша 10 мая… Мама 13 мая в 7.30 утра… Умерли все. Осталась одна Таня». Сегодня цифры погибших жителей разнятся от 800 тыс. до 1,5 миллиона человек. За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всю войну.
Но в этих условиях люди продолжали работать. Промышленность города продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Пережившие блокаду рассказывали, что выживали те, кто продолжал вставать по утрам с кровати и что-то делать, придерживаться какого-то графика и ритма. А те, кто предпочитал экономить силы, прекратив выходить из дома, чаще всего быстро умирали в собственных жилищах. Говоря о блокадном Ленинграде и мужестве его жителей, нельзя не вспомнить историю Всесоюзного института растениеводства, в селекционном фонде которого было несколько тонн семян и клубней из 250 тысяч образцов растений со всего мира. Сотрудники института приходили на работу, отапливали помещения, спасая от лютых морозов бесценные экземпляры, имея под руками картофель, рис и зерновые культуры, в первую блокадную зиму от голода из них умерло 28 человек, но запасы оказались нетронутыми.
Советское командование принимало максимум мер для скорейшего прорыва блокады Ленинграда. Предпринимались четыре попытки разорвать вражеское кольцо, но только в зимой 1943 г., когда основные силы вермахта были стянуты к Сталинграду, блокада была частично прорвана. Двенадцатого января 1943 советским войскам было приказано приступать к операции «Искра». Наступление ленинградского фронта началось с массированного двухчасового артиллерийского обстрела немецких позиций, а затем подключилась советская авиация. Утром 18 января 1943 года в северном пригороде Ленинграда двигавшиеся друг другу навстречу советские подразделения, наконец-то встретились, освободили Шлиссельбург и избавили от блокады побережье Ладожского озера, освободив маленький участок земли. 14 января 1944 года мощным артиллерийским ударом началась Ленинградско-Новгородская стратегическая операция. Соединения двух советских армий с боями продвигались друг к другу, врезаясь в эшелонированную немецкую оборону, затем им удалось сначала увеличить разрыв, а потом и отбросить противника на 100 км от города. Блокада Ленинграда длилась по 27 января 1944 года.
Подвиг защитников, отстоявших свой город несмотря ни на что, заслужил глубокое уважение и признательность. В 1942 г. советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоены около 1,5 млн защитников города. Приказом Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады.
Подготовила Валентина МАСЛЕННИКОВА.
На снимках: блокадный Ленинград.
На Невском замерло движенье
На Невском замерло движение…
Не ночью, нет - средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла-
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
— Кусочек этот бы тогда -
И сына б я не потеряла.
— Кусочек этот бы тогда…
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах…
А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок.
Лежащий здесь…у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил Хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал Хлеб?
Его вину суду погибших предаю.
Священный ленинградский Хлеб -
Сто двадцать пять священных граммов -
Лежит в музее под стеклом,
Свидетель мужества по праву…
На Невском замерло движенье…
Седая мать, печаль храня,
Кусок израненного Хлеба
В руках натруженных несла.
Роберт Рождественский.
Блокадница
Война, блокада, санный путь,
Бредет старуха за водицей.
Шаль прикрывает плат и грудь.
А взгляд ночами этот снится.
Дорога длинная к Неве -
Полжизни прямо и обратно.
Все предоставлено судьбе,
И добредет ли - непонятно.
Слеза от холода бежит,
По изможденной черной коже.
Она голодна, не спешит,
Быстрей она уже не может.
Ведет тропинка через мост,
Чернеет трупик из сугроба.
Для многих здесь такой погост,
А вон и два! Замерзли оба.
А дома холод, пустота…
В буржуйке дотлевает пепел.
Сгорела мебель. Нищета.
Лишь лик вождя все так же светел.
А завтра хлебушка дадут,
Но добредет ли, я не знаю,
Но знаю - выстоят! Сомнут-
Фашистов эту злую стаю!
Сергей Перевязко.
Сотый день
Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах —
Ленинград.Бейся, сердце!
Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Ю. Воронов.