На время установленных Указом Президента России нерабочих дней образовательные учреждения Меленковского района с 6 апреля перешли на дистанционные образовательные технологии.
Первые итоги
По словам заместителя начальника управления образования администрации района С.Н. Вощинской,
для всех 3029 наших обучающихся организован образовательный процесс с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие учеников и педагогических работников на расстоянии, в том числе с применением электронного и дистанционного обучения. Организована и дополнительная модель поддержки обучения через телефоны родителей с мобильным интернетом для выхода на платформы, через СМС-сообщения, WhatsApp, Viber, «ВКонтакте», электронную почту для обратной связи.
Основной платформой, на которой организовано дистанционное обучение, является региональная платформа СЭДО ВО (система электронного дистанционного обучения), где зарегистрировано на данный момент 100% педагогов и около 80% обучающихся. К ней подключены все школы района. Также занятия в дистанционной форме проводятся через использование образовательных ресурсов: «Российская электронная школа», АИС «Электронная школа», «Учи.ру», «Lecta», «Открытая школа», «ZOOM».
Нуждающиеся многодетные и малообеспеченные семьи получили дополнительные устройства для организации дистанционного обучения: в 9 образовательных учреждениях района выдано 22 нетбука, 20 ноутбуков, 1 планшет.
Конечно же, внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс прошло не совсем гладко и выявило некоторые проблемы и трудности. Во-первых, не все лица, принимающие участие в процессе данного обучения, обладают достаточной компьютерной грамотностью. Во-вторых, неустойчивый доступ к интернету. В-третьих, учителю необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и особенности учеников, а также при планировании дистанционного урока обязательно использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдение времени за компьютером, положительные эмоции и прочее. В-четвертых, не у всех родителей есть возможность контролировать обучение и помогать в освоении новых знаний.
Педагоги о дистанционном обучении
Дистанционное обучение во время коронавируса стало проверкой на прочность и учеников, педагогов и родителей.
Своим мнением об этом поделилась учитель русского языка и литературы Бутылицкой СОШ Т.В. Ключкова:
«Я глубоко убеждена, что дистанционное обучение массовое, как сейчас, возможно только в случае самой крайней необходимости, которой на данный момент является пандемия коронавируса. Это связано с тем, что оно не учитывает индивидуальные способности ребенка. При массовом очном обучении учитель взаимодействует с каждым ребенком, а дистанционное- создает лишь иллюзию этого. Также многократно увеличивается нагрузка на всех участников образовательного процесса, в том числе и на родителей. Но позитивные моменты в дистанционном обучении, конечно, есть, в частности, когда дело идет о каких-то отдельных аспектах обучения. Допустим, когда нужно подтянуть какую-то западающую тему, то есть это конкретные специфические, специализированные вопросы. Перед экзаменами дети могут самостоятельно устранить какие-то пробелы в знаниях, выполняя экзаменационные варианты».
Татьяна Валентиновна считает, что в целом возможности дистанционного обучения неплохие. Для него созданы специальные сервисы и инструменты, причем многие из них бесплатные, например, «Яндекс. Учебник». Но не для каждого ребенка они полезны. Все же некоторым учащимся нужно вмешательство учителя, который может ему объяснить некоторые нюансы и тонкости и донести их в элементарном виде.
Даже в таких непростых условиях, связанных с коронавирусом, педагоги достаточно быстро овладели довольно сложными умениями, которые были бы не нужны, не будь какого-то серьезного толчка к этому. Поэтому, когда пандемия закончится, а наш образовательный процесс вернется в привычное русло, учителя будут обогащены новым позитивным опытом работы.
О плюсах и минусах дистанционного обучения порассуждала и учитель математики из СОШ №4 С.Ф. Одинцова:
« Чаще всего встречается проблема технического характера- дети не всегда могут выйти в интернет. Конечно, родители могут об этом предупредить, но учащиеся не в срок выполняют и сдают задания. Очень тяжело детям, которые учатся слабо, поскольку им самим нужно изучать материал. Проблема заключается в том, что преуспевающие ученики могут сами разобрать тему, а другие-нет. Дети все читают, стараются выполнять задания, но, когда проверяешь их, ставишь оценки и указываешь ошибки, видно, что самое важное они могут и не усвоить, ведь в математике много тонкостей, в том числе и в обозначениях. Возникают трудности и для учеников, чьи родители не осуществляют контроль за обучением. Ребенок запросто может «выпасть» из учебного процесса до тех пор, пока мы не забьем тревогу. Все это ведет к тому, что у него накапливается большое количество заданий по материалу, который он не изучал. Родители не привыкли к тому, что на ребенка надо больше внимания обращать.
Плюс дистанционного образования, как мне показалось, в том, что те дети, которые действительно стремятся к знаниям, понимают, что теперь сами могут получить их. А раньше я как математик им старалась все разъяснить и «разжевать», а сейчас все в их руках. Естественно, они могут в любой момент написать учителю, спросить о том, где они допустили ошибку и как её исправить. Все это способствует развитию. В массовом виде формат дистанционного обучения не совсем подходит, потому что идет большая нагрузка на учителя, и в виду того, что имеется много важных тем, которые будут в том числе и на экзамене по математике, должны всё же каждому ребенку быть объяснены те вещи, на которые стоит обратить внимание. А в таких условиях каждому это не напишешь, хотя в сложившихся условиях стараюсь выполнить, хоть и коротко разъяснить».
Но все выяснившиеся проблемы можно решить.
Об этом говорит и С.Н. Вощинская:
«Как только будет отлажена система дистанционного обучения, результаты будут очевидны. Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность обучающегося. Ведь обучение с применением дистанционных образовательных технологий - это всего лишь специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в педагогической деятельности. И не стоит забывать о том, что это одна из мер в решении вопроса борьбы с коронавирусом, это безопасность наших детей».
Валентина МАСЛЕННИКОВА.