В конкурсе «Самая красивая деревня Владимирской области» в этом году заявился 91 населенный пункт. От нашего района в категории с численностью населения до 150 человек участвует село Домнино, о котором мы уже писали. А в категории с численностью населения от 150 до 1000 человек участником конкурса, кроме деревни Левино и сел Кулаки, Войново и Приклон, стало д. Адино. О нем редко пишут, мало говорят, поэтому возникает закономерный интерес — чем славна эта деревня?
Адино — от слова «один»
История деревни во многом схожа с другими населенными пунктами Меленковского района. Да и как может быть иначе, когда одна страна, одна земля, одно историческое время.
Как утверждают жители Адино, история деревни уходит своими корнями в глубину веков, и существует несколько версий о ее происхождении. По первой, деревня до потопа находилась в другом месте. Но после известного события спасся лишь «один» крестьянин, который переселился на современное место. Затем рядом с ним стали селиться другие. Основалась деревня, названная в честь первого — Одина. А в двух верстах от первоначального места деревни, на восток, находится «Святой колодезь, Живой колодезь», образовавшийся от удара копытом коня святого Георгия Победоносца. Вода в нем святая, чудотворная. На месте деревни, что ушла под воду, сохраняется часовня-столб.
Вторая версия также основана на том, что «один» человек решил построить свой дом подальше от пепелища, оставшегося после пожара, там и была основана деревня «Одина». Новое поколение с акающим говором превратило его в Адину. Но поскольку рядом находились деревни с окончанием на «о» - Савково, Селино, Тургенево, то и «Адина» стала именоватся как Адино.
До 1861 года, до отмены крепостного права, Адино являлось владельческой деревней Константинова и Баташовой и было приписано к металлургическому заводу Баташовых г. Гусь-Железный.
По переписи 1897 года в Адино проживало 869 человек. Основным занятием населения было земледелие: выращивали рожь, овес, просо, гречиху, горох, технические культуры ( лен, картофель). Урожайность была низкой по причине бедности почвы.
Были развиты плотницкое дело, гужевые перевозки, фабричный промысел. Крестьяне занимались землекопными работами как в деревнях, так и в соседних городах. Работа их состояла в рытье колодцев, канав, а также погребных и подвальных ям.
И если плетением лаптей в Меленковском районе занимались 76 человек, то только в Адине их было 30. По большей части этим делом занимались калеки и старики, неспособные к другим занятиям. Капитала для этого занятия нужно было немного: кочедык - загнутое широкое шило — передавался по наследству, ножик стоил 10 копеек, деревянная колодка приготавливалась самим лапотником. Нужно было купить только лыка, которое продавалось пучками. В Меленковском уезде лапти были в большом ходу, и спрос на них увеличивался благодаря усиливающемуся отходу населения на заработки.
Вехи истории
Вот только несколько фактов из истории Адина. 2 января 1901 года была закрыта винная лавка, принадлежавшая, что интересно, обществу крестьян деревни. В 1908 году был открыт картофелетерочный завод Богатенкова, а в 1911 году была выстроена школа на три комплекта. В это время на территории деревни находились хлебная и бакалейная лавки Дмитрия Ладышкина.
Но в 1929 году в период массовой коллективизации был образован колхоз «Победа». Все особенности этого события почувствовали в полной мере адинские крестьяне. Началось раскулачивание.
Раскулачили, например, Михаила Потаповича Боконина. У него был большой просторный дом, всякая живность, прямо в коридоре находился магазин. Потапкины, как их прозывали, обрабатывали лен. Хозяина арестовали, а семья его уехала в Горький, поскольку дом конфисковали.
У Григория Мулинова отобрали лошадь, каменный магазин. Дом был сломан, а хозяева сосланы.
В 30-е годы развернулась борьба с религией. В 1937 году был арестован степаньковский дьякон, проживающий в Адине, — Фрол Сергеевич Рыжаков. У него было 5 детей, младшему из которых на момент ареста не исполнилось и года. Фрола приговорили к 10 годам лишения свободы, вскоре он погиб в сибирском лагере. Его семья лишилась не только кормильца, но осталась в нищете после раскулачивания: забрали всю одежду, постельное белье, керосиновую лампу, скатерти, а самое главное — корову. Все вещи были вывешены у магазина и тут же распроданы.
На сегодняшний день в Адине проживает дочь Фрола Сергеевича — Нина. Ей сейчас 94 года. Она труженик тыла, проработала на торфяных болотах всю войну. Воспитала 4 детей.
Постепенно в уезде жизнь стала налаживаться: открывались больницы, восстанавливалась торговая сеть. Но начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула все планы.
Тяжелое было время. Люди жили под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».
Зимой деревня питалась гнилой картошкой с лебедой и иглицами, а летом переходила на подножный корм: щавель, крапиву.
Норма выработки в колхозах, как и на заводах, была одна что для старого, что для малого. И если колхозник не вырабатывал норму, его могли и надела лишить. Что до техники, то одну лошадиную силу заменяли шесть девчат. Вшестером тащат плуг, а одна вместо пахаря. Так проводили посевную и уборочную. Свои участки обрабатывали также коллективно, но только в свободное время — по ночам.
Да и потом, в послевоенное время, как и в годы хрущевской оттепели, жили бедно.
Ситуация несколько изменилась, когда бедный колхоз «Победа» присоединили к передовому совхозу «Тургеневский». Тогда колхозники стали получать зарплату не натуральными продуктами за палочки-трудодни, а наличными деньгами за выращенную продукцию.
«Люди у нас дружные»
В настоящее время в Адине постоянно проживают 180 человек, летом численность населения увеличивается за счет дачников.
Есть в деревне кафе «Оазис», магазины: два принадлежат Меленковскому райпо, один — частнику, работает Дом культуры.
Работы практически нет, работоспособное население ездит в Муром, Москву, Меленки. «Но люди у нас дружные, - говорит заведующая ДК Елена Луковкина, - друг за друга держатся. Есть и молодые семьи, рождаются дети — юные жители деревни. И хотя молодежь в основном уезжает, число тех, кто выбирает местом жительства деревню, растет». Сама Елена, когда встал вопрос «где покупать дом» - выбрала Адино, откуда родом ее муж, хотя она — меленковская. Купили дом, завели хозяйство. И понимают, что здесь они навсегда.
Конкурсная комиссия уже приезжала в деревню, и была встречена со всеми почестями. Главное — гостей познакомили с достопримечательностью Адино — Живым колодцем, с которым связано столько легенд, преданий. По общему мнению, даже если не выиграют в конкурсе, сельчане все равно будут рады — уже самому участию в нем, возможности напомнить всем о своей деревне, ее истории, в которой как в капле воды отображена история всей страны, будут рады поделиться своей любовью к родной земле.
Татьяна Гончарова.